Национальная конкуренция

Широко распространено представление о том, что в рыночном соперничестве принимают участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается «война всех против всех». Такая национальная конкуренция имеет следующие особенности.

Прежде всего в ней участвует так называемая «критическая масса» участников рынка. Речь идет о таком числе собственников товаров и денег, которое может — через массовый спрос и массо­вое предложение — воздействовать на уровень рыночной цены. В странах с большой численностью населения критическая масса достигает 10—15 млн мелких товаровладельцев.

Национальная конкуренция отличается еще и тем, что всеоб­щее конкурентное сражение ведется, образно говоря, на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упус­кают возможности «отбить» покупателей у своих соперников.

Другой фронт развертывается среди покупателей, которые за­интересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем гото­вы «потеснить» других претендентов на нужный им товар.

Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая — купить вещи по наи­меньшей цене. Теперь стоит задуматься над вопросом: какая ар­мия выиграет сражение?..

Многовековой опыт рыночного противоборства учит следу­ющему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену. Преследуя общие ин­тересы, победители в течение определенного времени не конку­рируют друг с другом, но затем вступают во взаимную борьбу за свои частные интересы.

Какие законы рынка приводят в движение изменяющиеся цены?

Известно, что если массовый спрос на какой-то товар возрас­тает, то его рыночная цена повышается.

Однако удоро­жание продукта противоречит интересам покупателей. Каждый из них начинает уменьшать свой спрос, чтобы понизить цену.

Обострившаяся конкуренция среди покупателей ведет к распаду их единства. Достигнутая ранее высокая рыночная цена по спро­су начинает снижаться и опускается до уровня равновесной цены.

Когда расширяется массовое предложение товаров, то, есте­ственно, рыночная цена понижается. Но удешевление продукта наносит ущерб интересам продавцов. Поэтому один за другим они начинают свертывать сбыт своей продукции, чтобы повысить цену Усиливающаяся конкуренция среди продавцов приводит к распаду их сплоченной армии. Установившаяся ранее низкая рыночная цена по предложению постепенно повышается до уровня равновесной цены.

Итак, национальная конкуренция является внутренним двига­телем рыночного саморегулирования, которое закономерно воз­действует на три явления:

  • во-первых, она влияет на цены, пред­лагаемые продавцами и покупателями
  • во-вторых, устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка
  • в-третьих, приводит общую ры­ночную цену к точке равновесия

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)

Comments are closed .

Х