Рубрика: Экономическая теория

Масса валовой прибыли

При подсчете валовой (общей, суммарной) при­были прежде всего определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров, произведенных за определенный период, скажем, за год). Эта сум­ма подсчитывается путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданных благ.

Масса валовой прибыли (∑Пв) — это разница между суммой продаж (∑Цо) и совокупными издержками производства (или се­бестоимостью всех товаров — ∑Сс):

∑Пв = ∑Цо-∑Сс

Рассмотрим пример (цифры условные). Небольшая фабрика занимается изготовлением дверных замков. Цена за штуку — 10 евро. За год продано 4 тыс. штук. Сумма продаж составила 40 тыс. евро. Совокупная же себестоимость всех изделий — 5 тыс. евро. Стало быть, валовая прибыль фабрики — 35 тыс. евро.

На деле фирма получает прибыль не так просто, как это описа­но в данном примере, а главное, не сразу, не с момента начала продажи готовой продукции. Напротив, предприятие первона­чально несет значительные косвенные расходы (на аренду здания, заработную плату служащим, страховку имущества, обслужива­ние машин и др.). К этому по мере увеличения выпуска продук­ции добавляются прямые затраты. В итоге все время нарастает величина совокупных издержек — сумма постоянных и перемен­ных расходов.

Затем наступает такой момент, когда сказывается эффект уве­личения масштабов производства: при росте выпуска изделий себестоимость каждого из них будет снижаться (из-за экономии по­стоянных затрат в расчете на единицу продукции). Сначала сумма продаж сравняется с величиной совокупных издержек (∑Cc), т.е. будет достигнута точка самоокупаемости производства. В дальней­шем наращивание выпуска товаров приведет к образованию и уве­личению валовой прибыли. Этот процесс иллюстрирует рисунок (цифры условные):

Образование совокупной прибыли

Рис. Образование совокупной прибыли

Из рисунка видно, что первоначально сумма продаж товаров (∑Цо) была меньше совокупных издержек (∑Сс), которые в нача­ле производства составили 150 тыс. руб. Однако при выпуске 20 тыс. изделий достигнута точка самоокупаемости (∑Цо = ∑Сс). В последующем происходило увеличение массы валовой прибы­ли (∑Пв). За счет снижения себестоимости имеется возможность снизить цену товара без значительной потери прибыли.

Следовательно, образование массы валовой прибыли зависит:

  • а) от производственных факторов — величины совокупных из­держек и масштабов производства
  • б) рыночного фактора — уровня оптовых (сбытовых) цен

Получение массы прибыли дает возможность начать ее рас­пределение.

Comments are closed .