Рубрика: Экономическая теория

Кто такой предприниматель?

О современной фирме можно судить прежде всего по предпринимателю. Предпринима­тель — это инициативный человек, который берет на себя ответственность и риск за дела на предприятии. Чтобы разобраться в существе его деятельности, следует рассмот­реть все виды предпринимательства. Предпринимательство мож­но классифицировать по двум основаниям: масштабам и характе­ру деятельности.

1. По масштабам инициативная деятельность подразделяется на следующие виды:

  • Индивидуальное предпринимательство — любая созидатель­ная деятельность одного человека и его семьи (создаются торго­вые лавки, небольшие аптеки, химчистки и т.п.).
  • Коллективное предпринимательство — полезным делом занят какой-то коллектив. Оно включает мелкий и средний бизнес (в США к мелкому бизнесу относят предприятия с числом работни­ков до 500 человек, в нашей стране — с существенно меньшим); крупный бизнес — как правило, огромные акционерные общества, насчитывающие тысячи человек.

2. По характеру предпринимательский труд имеет несколько форм. Некоммерческое предпринимательство — не связанное с продажей продукции ради обогащения. Такая благотворительная деятельность ведется культурно-просветительными и другими организациями.

Коммерческая деятельность, или бизнес (англ. business — дело), — занятие, приносящее доход. В нее входят:

  • непроизвод­ственный бизнес — профессиональный спорт, концертная дея­тельность и т.п.
  • торговый бизнес — на предприятиях торговли
  • бизнес в сфере услуг, например, туристический сервис, юриди­ческая контора
  • производственный бизнес — доходное дело на предприятиях в промышленности, сельском хозяйстве, строитель­стве и др.

Предпринимательство может проявляться в любой хозяйствен­ной системе. Оно может быть и на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя фирмы ограничена жест­кими рамками приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпри­нимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для бизнесмена важна свобода хозяйственной деятельности, т.е. возможность по своему усмотрению использовать принадле­жащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество, свобода определять, что и как производить, выбирать поставщи­ков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, оставшейся после уплаты налогов, и решать иные производствен­ные вопросы.

В последние десятилетия приватизация государственных пред­приятий и рост производства на Западе значительно расширили предпринимательскую деятельность. По сравнению с 1960-ми гг. общее число бизнесменов выросло в Японии в 2 раза, в США — более чем в 2,5 раза.

Численный рост зачинателей новых хозяйственных дел соче­тается с повышением роли функций, выполняемых организатора­ми бизнеса.

Comments are closed .