Рубрика: Экономическая теория

Конкурентные рынки

Конкурентный рынок
Конкурентный рынок — рынок, на котором много покупателей и продавцов, поэтому каждый из них оказывает незначи­тельное воздействие на рыночную цену.

Формы рынка многообразны. Иногда рынки прекрасно организованы — на рын­ках многих сельскохозяйственных продуктов покупатели и продавцы встречаются в строго определенное время в заранее обусловленном месте, а специальные работ­ники помогают им установить цены и оформить продажи.

Гораздо чаще рынки хаотичны. Рассмотрим рынок мороженого в определен­ном городе. Никто не в силах предсказать, когда именно покупателю захочется полакомиться мороженым, а его продавцов можно встретить в самых неожидан­ных местах, да и предлагают они несколько отличающиеся продукты. Отсутствует аукционист, который называет цены на мороженое. Каждый продавец вывешивает свой прейскурант на мороженое, а каждый покупатель самостоятельно решает, ка­кое количество стаканчиков или пачек мороженого он приобретёт в магазине.

Городской рынок мороженого (не отличающийся организацией) формируют группы покупателей и продавцов мороженого. Каждый покупатель знает, что есть несколько продавцов, у которых он имеет возможность выбрать определенный сорт мороженого, а каждый продавец знает, что его товар почти не отличается от продукта, предлагаемого конкурентами. Цена на мороженое и количество продан­ного мороженого определяется не одним покупателем или продавцом. Как раз наоборот, цена и количество определяются всеми взаимодействующими на рынке покупателями и продавцами.

Рынок мороженого, как и большинство рынков в экономике, высококонкурент­ный. Конкурентный рынок — рынок, на котором много покупателей и много про­давцов, поэтому каждый оказывает незначительное воздействие на рыночную цену. Контроль каждого продавца мороженого над уровнем цены ограничен, потому что подобные продукты предлагают и его конкуренты. У продавца почти нет причин запрашивать цену меньшую, чем текущая цена, а если он установит большую цену, покупатели приобретут мороженое в другом месте. Аналогично, ни один покупа­тель не имеет возможности повлиять на его цену, потому что каждый приобретает одно-два мороженых.

Comments are closed .