Рубрика: Экономическая теория

Конкуренция: совершенная и несовершенная

Конкуренция
Предположим, что перед нами рынок, на котором царит совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция на рынке определяется двумя основными характерис­тиками:

  1. все предлагаемые продавцами товары примерно одинаковы
  2. покупатели и продавцов так много, что ни один покупатель или продавец не в силах повлиять на рыночную цену. Поскольку при совершенной конкуренции покупате­ли и продавцы должны принимать рыночную цену как нечто данное, их называют принимающими цену.

В реальной жизни под определение совершенной конкуренции прекрасно подхо­дят такие рынки, как рынок пшеницы, когда тысячи фермеров продают зерно, а миллионы покупателей потребляют пшеницу и продукты из нее. Ни один покупа­тель или продавец не влияет на цену пшеницы, каждый принимает ее как данность. Тем не менее на рынках многих товаров и услуг конкуренция несовершенна.

На некоторых рынках есть только один продавец, который и устанавливает цену. Такой продавец называется монополистом. Им может быть, например, телевизион­ная кабельная компания небольшого городка или городского района, ведь ее теле­зрители не имеют возможности обратиться к другому поставщику.

На некоторых рынках — несколько продавцов, которые далеко не всегда на­строены на агрессивную конкуренцию. Такой тип рынка называется олигополией. Например, если авиаперевозки между двумя крупными городами осуществляют две-три компании, они попытаются избежать конкуренции, чтобы удержать цены на билеты на высоком уровне.

На некоторых рынках многие продавцы предлагают несколько различающиеся по-своим характеристикам товары, а значит, у каждого поставщика есть возможность установить определенную цену. Такой рынок называют рынком монополистической конкуренции. Пример — производство программного обеспечения. Рынок предлага­ет нам множество конкурирующих текстовых редакторов, но каждая программа отли­чается от всех остальных по своим свойствам и имеет определенную цену.

Comments are closed .