Рубрика: Экономическая теория

Формы синтеза конкуренции и монополии

Основными формами своеобразного сочетания двух видов взаимодействия субъектов рынка выступают:

О новом состоянии рынка дает представление таблица:

Таблица. Формы сочетания конкуренции и монополии

Параметры состояния рынка Монополистическая конкуренция Олигополия
Число продавцов

Барьеры входа на рынок и выхода из него Дифференциация продукта Участие фирм в контроле над ценами

Много

Нет Есть

Цена индивидуали­зированного продукта контролируется

Мало

Обычно есть Возможна

Нелегальный контроль

В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма созда­ет легальную монополию, которая с помощью патентов, торго­вых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация (разделение на различные формы) товаров — придание им индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи). Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные това­ры, имеется много разных конкурентов, проводящих дифферен­циацию своих продуктов.

По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигопо­лии. Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.

Олигополии нередко различными путями (посредством «ли­дерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обхо­дят антимонопольные законы и добиваются повышения рыноч­ных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупатель­ский спрос — неценовая конкуренция. Соперничество в этом слу­чае ведется на основе технического превосходства, высокого ка­чества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупате­лям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается усиление воздействия научных достижений на характер и каче­ство выпускаемых изделий, а также возросшая общественная роль и значимость торговой рекламы.

При подведении итогов процесса развития конкуренции и мо­нополии на рубеже XX—XXI столетий перед нами предстает со­временное состояние взаимоотношений участников рынка. Оно включает следующие элементы:

  1. сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции
  2. острое противоборство монополий с аутсайдерами (неза­висимыми мелкими и средними хозяевами)
  3. соперничество между крупными монополиями на нацио­нальном и мировом рынках
  4. монополистическая конкуренция и соперничество между участниками олигополии
  5. государственное ограничение монополистической деятель­ности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах

Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних состояний рынка: ни господства свободной конкуренции, которая нарушает нормы цивилизованных отношений, ни абсолютной, ничем не ограниченной монополии, охватывающей все нацио­нальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в нашей стране.

 

Comments are closed .