Рубрика: Экономическая теория

Фискальная политика

Фискальная (от лат. flscalis — казенный) политика — совокупность финансовых мероприятий го­сударства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависи­мости от таких стратегических задач, как, например, антикризис­ное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с ин­фляцией.

Современная фискальная политика включает прямые и косвен­ные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:

  • а) затраты на расширенное воспро­изводство
  • б) непроизводительные расходы государства
  • в) разви­тие инфраструктуры, научных исследований и т.п.
  • г) проведение структурной политики
  • д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система нало­гообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возмож­но более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвен­ных методов различают два вида фискальной политики государ­ства:

  • а) дискреционную
  • б) политику автоматических стабилиза­торов

Проанализируем их подробнее.

Дискреционная (от лат. discrecio — действующий по своему ус­мотрению) политика означает следующее. Государство сознатель­но регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучше­ния экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвести­ции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и за­нятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возра­станию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Указанные зависимости используются в дискреционной поли­тике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта по­литика отличается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государствен­ные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов со­четается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит по­литику сдерживания деловой активности — сокращает государ­ственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики — политика автоматиче­ских (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабили­затор — экономический механизм, который без содействия госу­дарства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами яв­ляются налоговые поступления и социальные выплаты.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населе­ния. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее уве­личиваются суммы налогов. В этот период сокращается безрабо­тица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается сово­купный спрос, а это сдерживает экономический рост.

В фазе кризиса налоговые поступления автоматически умень­шаются, и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Зна­чит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад производства.

Из сказанного видно, какое огромное значение имеет налого­обложение в финансовом регулировании макроэкономики. В свя­зи с этим фискальная политика государства должна быть направ­лена на совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновид­ность налогов — подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль фирм. Как определяется вели­чина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход — сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных ис­точников. По законодательству обычно разрешается из валового дохода произвести следующие вычеты:

  • а) производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы
  • б) различ­ные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов, суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Зна­чит, облагаемый налогом доход — это разница между валовым доходом и указанными вычетами.

Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер на­лога на единицу обложения). Различаются следующие ставки на­лога:

  • прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов
  • пропорциональные — единый процент уплаты налогов неза­висимо от размеров доходов
  • регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов
Виды налогов

Рис. Виды налогов

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новатор­ству. Непомерное возрастание в 1960—1970-х гг. в западных стра­нах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», широкое ук­лонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать произ­водство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база — заработная плата и прибыль.

Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступле­ний в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость от­ражена в кривой Лаффера.

Кривая Лаффера

Рис. 22.3. Кривая Лаффера

Было теоретически доказано: ставка налога в 50% Н0 является оптимальной. В таком случае достигается максимальная сумма налогов Н . При ставке налога выше Н0 резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При ставке налога, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и пред­принимательству

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых вы­соких доходов) должна быть 50—70%. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

В течение 1980 — начале 1990-х гг. в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Их цель — ввес­ти более равномерное налогообложение равных по величине до­ходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрес­сивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот.

Кстати, с самого начала экономических преобразований в Рос­сии правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно вы­сокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных, региональных (собираемых субъектами Российской Федерации) и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85—90%), что отрицательно сказалось на состоянии националь­ной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией явилось широкое развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации было не в состоянии со­брать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений.

Сотрудники налоговой полиции обнаружили свыше ста спосо­бов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых:

  • занижается объем произведенной продукции
  • завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть при­были)
  • торговая выручка, полученная наличными, не приходуется, не указывается
  • используются чужие расчетные счета в банке по взаимной договоренности предпринимателей
  • при сдаче товаров в коммерческий магазин накладная (доку­мент о поставке товаров) оформляется, но не регистрируется
  • и т.д.

Таким образом, теневая экономика наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.

Comments are closed .