Рубрика: Экономическая теория

Финансовые инструменты денежного контроля ФРС

ФРСОдна из обязанностей ФРС — осуществление контроля за количеством обращающихся в экономике денег. Так как система частичного банковского резервирования позволяет кредитным институтам создавать новые деньги, контроль ФРС за предложением денег не может быть непосредственным. Когда ФРС собирается изменить предложение денег, она должна учитывать, во что в итоге трансформируется её решение с учётом поведения банковской системы.

Для осуществления денежного контроля ФРС обычно использует три вида финансовых инструментов:

  • операции на открытом рынке
  • установление нормы обя­зательных резервов
  • учётную ставку

Рассмотрим каждый из них.

Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке ФРС состоят в покупке и продаже государственных облигаций. Для увеличения предложения денег Центральный банк даёт своим агентам указание на покупку облига­ций у населения. Средства, выплачиваемые ФРС за приобретенные облигации, увеличивают количество денег, находящихся в обращении. Часть из них оста­ётся в наличной форме, а часть поступает на банковские вклады. При этом каждый доллар, который обращается в наличной форме, увеличивает предложение денег также ровно на $ 1. Каждый доллар, помещенный на банковский депозит, увеличивает предложение денег в гораздо большей степени, поскольку он при­водит к росту резервов и, таким образом, к увеличению количества денег, создава­емых банковской системой.

Если ФРС считает необходимым уменьшить предложение, она продаёт государственные облигации населению, которое оплачивает их наличными деньгами и за счёт средств на банковских вкладах, непосредственно снижая количество де­нег, находящихся в обращении. Кроме того, поскольку население снимает деньги со своих счетов, размеры банковских резервов уменьшаются и банки ограничива­ют объём кредитов, что непосредственно влияет на процесс создания новых денег. Проведение операций на открытом рынке не представляет особых сложностей.

Фактически операции купли-продажи государственных облигаций, проводимые Центральным банком, во многом сходны со сделками, которые осуществляют инди­виды с принадлежащими им ценными бумагами. (Разумеется, когда облигации про­даёт или покупает частное лицо, деньги просто переходят из одних рук в другие, но их общее, находящееся в обращении количество остаётся неизменным.) Помимо этого, ФРС использует операции на открытом рынке для изменения предложения денег на большую или малую величину в любой день и без изменения существующего законодательства. Поэтому этот инструмент финансовой политики наиболее часто используется Центральным банком.

Установление нормы обязательных резервов.
Центральный банк имеет воз­можность влиять на предложение денег с помощью установления нормы обяза­тельных резервов, регулирующей минимальную величину резервов, которую должны образовывать кредитные институты из имеющихся у них вкладов. Норма обязательных резервов определяет количество денег, которое создаёт банковская система из каждого доллара своих резервов. Её увеличение означает, что банки должны ограничить выдачу кредитов из средств вкладчиков, в результате чего растёт резервная норма, уменьшается денежный мультипликатор и предложение денег снижается. Напротив, уменьшение нормы обязательных резервов приводит к снижению резервной нормы, росту значения денежного мультипликатора и уве­личению предложения денег.

Центральный банк довольно редко прибегает к изменению нормы обязатель­ных резервов, поскольку частое использование этого метода негативно сказывается на состоянии банковской системы. Например, когда ФРС увеличивает норму обязательных резервов, некоторые банки не имеют возможности сразу исполнить это требование, даже если количество вкладов в них не уменьшилось. В результа­те им приходится сокращать кредитование до тех пор, пока их резервы не достиг­нут требуемого уровня.

Учетная ставка. Третий финансовый инструмент Центрального банка — учёт­ная ставка — ставка процента, по которой ФРС выдаёт кредиты банкам. Банк занима­ет деньги у ФРС, когда его резервы не соответствуют установленным требова­ниям в случаях, когда было выдано слишком много кредитов или когда вкладчики банка в массовом порядке начинают изымать средства со своих счетов. Если Центральный банк выдаёт такую ссуду, резервы банковской системы в целом становят­ся больше, чем раньше, что позволяет ей увеличить предложение денег.

ФРС имеет возможность корректировать предложение денег с помощью изме­нения учётной ставки. Чем она выше, тем менее охотно банки берут ссуды у ФРС для пополнения резервов. Таким образом, повышение учетной ставки снижает объёмы резервов банковской системы, что, в свою очередь, приводит к уменьше­нию предложения денег. Напротив, при понижении учётной ставки банки охотно занимают деньги у ФРС, что приводит к росту резервов и увеличению количества денег в обращении.

Центральный банк использует учётную ставку не только для регулирования предложения денег, но и для помощи финансовым учреждениям, испытывающим временные трудности. Например, когда в 1984 году появились слухи о том, что Continental Illinois National Bank выдал несколько кредитов, возврат которых вызывает большие сомнения, вкладчики банка начали активно забирать из него свои деньги. В качестве одной из мер по спасению Continental Illinois ФРС выступила в качестве последнего кредитора в критической ситуации и ссудила банку свыше $ 5 млрд. Подобным образом, во время биржевого кризиса 19 ок­тября 1987 года, многие брокерские компании с Уолл-стрит испытывали значительную нехватку денежных средств ввиду возросшего объёма продаваемых акций. На следующее утро, перед началом биржевых торгов, председатель ФРС Алан Гринспен объявил, что она «готова служить источником средств, необходимых для поддержания экономической и финансовой системы страны». Многие экономисты считают, что действия Алана Гринспена во время биржевого кризиса позволило фон­довому рынку избежать по-настоящему серьёзных потрясений.

Comments are closed .