Рубрика: Экономическая теория

Эластичность спроса. Факторы влияющие на эластичность спроса

Эластичность — мера реакции спроса или предложения на изменение дохода, или спроса на взаимосвязанные товары. Эластичность показывает на сколько строго выполняются законы спроса и предложения.

Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.

3 вида эластичности спроса

  1. Эластичность спроса по ценеКэл.спр.по.ц.= %изменения_спроса / %изменения_цены

    Например цена на товар возросла на 10%, тогда возможны 3 случая:

    • 1. Спрос сократится на 5%, тогда:
    • Кэл.спр.по.ц. = 5/10 = 0,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.< 1, следовательно спрос не эластичен.
    • 2. Спрос сократится на 10%, тогда:
    • Кэл.спр.по.ц. = 10/10 = 1, имеем спрос единичной эластичности.
    • 3. Спрос сократился на 15%, тогда:
    • Кэл.спр.по.ц. = 15/10 = 1,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.> 1, следовательно спрос эластичен.
  2. Эластичность спроса по доходуКэл.спр.по.д. = %изменения_спроса / %изменения_дохода_потребителей
  3. Перекрёстная эластичность спросаКэл.спр.перекр. = %изменения_спроса_на_товар_Х / %изменения_спроса_на_товар_У
    • Для взаимозаменяемых товаров коэффичиент положительный, >1.
    • Для взаимодополняемых коэффициент имеет отрицательное значение, <1.
    • Для сопряжённых товаров = 0

Факторы влияющие на эластичность спроса

  1. Заменимость — чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.
  2. Фактор времени — чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.
  3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).
  4. Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей — чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот.  Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)

Comments are closed .