Рубрика: Экономическая теория

Человеческий капитал


Обычно термин «капитал» обозначает оборудование, здания и сооружения (трактор фермера, фабрика, учительская доска). Сущность капитала состоит в его самовоспроизводимости.

Однако существует и другой менее осязаемый, чем физический, но не менее значимый в производстве тип капитала — человеческий капитал — инвестиции в людей. Основная форма человеческого капитала — образование. Как и другие типы капитала, образование представляет собой единовременные затраты ресурсов, предназначенные для увеличения производительности в будущем. Но, в отличие от инвестиций в другие формы капитала, инвестиции в образование связаны с конкретным индивидом. Эта связь и делает капитал человеческим.

Неудивительно, что заработки работников, обладающих значительным человеческим капиталом, в среднем выше, чем заработная плата трудящихся, имеющих меньший человеческий капитал. В США, например, доходы работников с высшим образованием примерно на 65 % превышают заработную плату рабочих со школьным образованием. Аналогичный разрыв в доходах, определяемый уровнем образования, характерен и для других стран. Более того, в менее развитых странах, в которых предложение образованных работников ограниченно, разрыв в доходах может быть более существенным.

Почему высокий уровень образования ведет к увеличению заработной платы? С точки зрения спроса и предложения фирмы — покупатели труда — готовы платить высокую заработную плату образованным сотрудникам, так как предельный продукт последних выше. Работники — поставщики труда — согласятся на высокие издержки образования только в тех случаях, когда они ожидают соответствующего вознаграждения в будущем. В сущности, разница в размерах заработной платы между высокообразованными и менее образованными работниками может рассматриваться как выравнивающие издержки образования различия.

Comments are closed .