Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование
Цель антимонопольного регулирования состоит в том чтобы вынудить монополистов назначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.
Мерами антимонопольного регулирования являются:
- Регулирование цен фирм-монополистов.
- Сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов.
- Разукрупнение (дробление) фирм-монополистов.
- Национализация монополистов.
Крупнейшим монополистом в мире являлся УралМаш – в нём работало 500.000 человек.
В США накоплен богатый опыт борьбы с монополистами. Первым антитрестовым законом был Закон Шермана в 1890 г., затем – Закон Клейтона в 1914 г., потом закон «Закон о федеральной торговой комиссии» 1914 г., затем последовали поправки к этим законам: 1-ая поправка Семера-Кефовера, 2-ая поправка Уиллера Ли.
В РБ в 1992 г. также принят закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Однако в РБ около 75% предприятий – монополисты. Это наследие доставшееся после распада СССР, где монополии считались благом и назывались «концентрациями».
Признаки монополизации рынка
- Рыночная доля фирм выше 30%.
В США смягчающими обстоятельствами для монополистов являются если:- фирма осуществляет крупномасштабное производство.
- фирма выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции.
- успехи фирмы обусловлены высшим мастерством менеджеров.
- фирма является новатором в своей области.
- фирма не осуществляет не честной конкуренции.
- фирма не получает чрезмерной прибыли.
- Антиконкурентные слияния фирм – ухудшают условия конкуренции на рынке. Если объединяются 2-а АО, то они обязаны поставить в известность об этом антимонопольный комитет и комитет по ценным бумагам. Если объединяются 2-а коммерческих банка, то они ставят в известность антимонопольный комитет, комитет по ценным бумагам и Национальный банк. Если объединяются другие виды фирм, то они ставят в известность об этом только антимонопольный комитет.
Виды слияний фирм:- Горизонтальное слияние – когда объединяются фирмы, производящие однотипную продукцию. Например объединяются 2-а нефтеперерабатывающих предприятия.
- Вертикальные слияния – когда объединяются предприятия в цепочке «производитель-потребитель». Например нефтеперерабатывающий комбинат + сеть заправочных станций.
- Конгламеративные слияния – когда объединяются предприятия производящие разную продукцию. Например транспортная компания + сеть магазинов.
Основное влияние в антимонопольном регулировании уделяется горизонтальным слияниям.
- Заговор о ценах – любое фиксирование, резкое снижение или взвинчивание цен преследуется по закону. Регулирование цен является одной из наиболее действенных мер борьбы с монополиями.
- Нечестная конкуренция и другие нарушения практики торговли.
Нарушения практики торговли:- ценовая дискриминация.
- продажа ходового товара совместно с неходовым.
- требование приобретать товар только у данного поставщика.