Рубрика: Экономическая теория

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование.

Цель антимонопольного регулирования состоит в том чтобы вынудить монополистов назначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.

Мерами антимонопольного регулирования являются:

  1. Регулирование цен фирм-монополистов.
  2. Сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов.
  3. Разукрупнение (дробление) фирм-монополистов.
  4. Национализация монополистов.

Крупнейшим монополистом в мире являлся УралМаш – в нём работало 500.000 человек.

В США накоплен богатый опыт борьбы с монополистами. Первым антитрестовым законом был Закон Шермана в 1890 г., затем – Закон Клейтона в 1914 г., потом закон «Закон о федеральной торговой комиссии» 1914 г., затем последовали поправки к этим законам: 1-ая поправка Семера-Кефовера, 2-ая поправка Уиллера Ли.

В РБ в 1992 г. также принят закон «О противодействии монополистической детельности и развитии конкуренции». Однако в РБ около 75% предприятий – монополисты. Это наследие доставшееся после распада СССР, где монополии считались благом и назывались «концентрациями».

Признаки монополизации рынка:

1 ПРИЗНАК. Рыночная доля фирм выше 30%.
В США смягчающими обстоятельствами для монополистов являются если:

  • фирма осуществляет крупномасштабное производство.
  • фирма выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции.
  • успехи фирмы обусловлены высшим мастерством менеджеров.
  • фирма является новатором в своей области.
  • фирма не осуществляет не честной конкуренции.
  • фирма не получает чрезмерной прибыли.


2 ПРИЗНАК
. Антиконкурентные слияния фирм – ухудшают условия конкуренции на рынке. Если объединяются 2-а АО, то они обязаны поставить в известность об этом антимонопольный комитет и комитет по ценным бумагам. Если объединяются 2-а комерчиских банка, то они ставят в известность антимонопольный комитет, комитет по ценным бумагам и Национальный банк. Если объединяются другие виды фирм, то они ставят в известность об этом только антимонопольный комитет.

Виды слияний фирм:

  • Горизонтальное слияние – когда объединяются фирмы, производящие однотипную продукцию. Например объединяются 2-а нефтеперерабатывающих предприятия.
  • Вертикальные слияния – когда объединяются предприятия в цепочке «производитель-потребитель». Например нефтеперерабатывающий комбинат + сеть заправочных станций.
  • Конгламеративные слияния – когда объединяются предприятия производящие разную продукцию. Например транспортная компания + сеть магазинов.

Основное влияние в антимонопольном регулировании уделяется горизонтальным слияниям.

3 ПРИЗНАК. Зговор о ценах – любое фиксирование, резкое снижение или взвинчивание цен приследуется по закону. Регулирование цен является одной из наиболее действенных мер борьбы с монополиями.

4 ПРИЗНАК. Нечестная конкуренция и другие нарушения практики торговли.

Нарушения практики торговли:

  • ценовая дискриминация.
  • продажа ходового товара совместно с неходовым.
  • требование приобретать товар только у данного поставщика.

Comments are closed .