Конспект экономиста:)

Меню

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование

нет комментариев

Цель антимонопольного регулирования состоит в том чтобы вынудить монополистов назначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.

Мерами антимонопольного регулирования являются:

  1. Регулирование цен фирм-монополистов.
  2. Сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов.
  3. Разукрупнение (дробление) фирм-монополистов.
  4. Национализация монополистов.

Крупнейшим монополистом в мире являлся УралМаш – в нём работало 500.000 человек.

В США накоплен богатый опыт борьбы с монополистами. Первым антитрестовым законом был Закон Шермана в 1890 г., затем – Закон Клейтона в 1914 г., потом закон «Закон о федеральной торговой комиссии» 1914 г., затем последовали поправки к этим законам: 1-ая поправка Семера-Кефовера, 2-ая поправка Уиллера Ли.

В РБ в 1992 г. также принят закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Однако в РБ около 75% предприятий – монополисты. Это наследие доставшееся после распада СССР, где монополии считались благом и назывались «концентрациями».

Признаки монополизации рынка

  1. Рыночная доля фирм выше 30%.
    В США смягчающими обстоятельствами для монополистов являются если:

    • фирма осуществляет крупномасштабное производство.
    • фирма выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции.
    • успехи фирмы обусловлены высшим мастерством менеджеров.
    • фирма является новатором в своей области.
    • фирма не осуществляет не честной конкуренции.
    • фирма не получает чрезмерной прибыли.
  2. Антиконкурентные слияния фирм – ухудшают условия конкуренции на рынке. Если объединяются 2-а АО, то они обязаны поставить в известность об этом антимонопольный комитет и комитет по ценным бумагам. Если объединяются 2-а коммерческих банка, то они ставят в известность антимонопольный комитет, комитет по ценным бумагам и Национальный банк. Если объединяются другие виды фирм, то они ставят в известность об этом только антимонопольный комитет.
    Виды слияний фирм:

    • Горизонтальное слияние – когда объединяются фирмы, производящие однотипную продукцию. Например объединяются 2-а нефтеперерабатывающих предприятия.
    • Вертикальные слияния – когда объединяются предприятия в цепочке «производитель-потребитель». Например нефтеперерабатывающий комбинат + сеть заправочных станций.
    • Конгламеративные слияния – когда объединяются предприятия производящие разную продукцию. Например транспортная компания + сеть магазинов.

    Основное влияние в антимонопольном регулировании уделяется горизонтальным слияниям.

  3. Заговор о ценах – любое фиксирование, резкое снижение или взвинчивание цен преследуется по закону. Регулирование цен является одной из наиболее действенных мер борьбы с монополиями.
  4. Нечестная конкуренция и другие нарушения практики торговли.
    Нарушения практики торговли:

    • ценовая дискриминация.
    • продажа ходового товара совместно с неходовым.
    • требование приобретать товар только у данного поставщика.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)