Рубрика: Экономика

Другие факторы, определяющие различия во временном предпочтении

Предпочтение возрастающему уровню потребления

Существуют основания считать, что большинство людей предпочитают такую модель потребления, в которой уровень будущего потребления превышает уровень настоящего потребления. Причиной этого является зависимость удовлетворения не только от уровня потребления, но и от показателей его роста. Имеются подтверждения того, что улучшение жизненных условий приносит большее удовлетворение, чем хотя и более высокий, но неизменный уровень жизни.

Эту идею подтверждают наши знания о нервной системе человека. Как объясняют психологи и биологи, мы менее чувствительны к абсолютному уровню любого воспринимаемого нашими чувствами явления, чем к отступлению его от норм и стандартов, принятых в повседневной жизни. Пешеходы на улицах Нью-Йорка, например, часто не замечают относящихся к ним громких сигналов автомобилей, в то время как сельские жители часто вздрагивают при значительно менее громких звуках. Подобно шуму больших городов потребление на некотором постоянном уровне становится нашей нормой. И как таковая она хотя бы частично воспринимается как что-то положительное и служит стандартом, в соотношении с которым оценивается уровень будущего потребления.

Дополнительным доказательством важности повышения уровня потребления служит поведение избирателя. Средний уровень эффективности американской экономики в первые годы президентства Р. Рейгана мало чем отличался от того, каким он был при президенте Д. Картере. Но, по общему мнению, снижение этого уровня в период президентства Д. Картера обеспечило Р. Рейгану победу над ним в 1980 г., а начавшееся повышение экономической активности в стране содействовало переизбранию Р. Рейгана на второй срок в 1984 г.

Чтобы проверить собственную позицию относительно важности возрастания уровня потребления, вообразите, что вы живете на отдаленном острове, где имеется единственный выбор между двумя моделями потребления, изображенными на рисунке. Какую модель вы изберете?

Постоянный уровень потребления против возрастающего уровня потребления
Рис. Постоянный уровень потребления против возрастающего уровня потребления. Многие люди предпочитают повышающийся со временем уровень потребления — вариант (б) — а не стабильный, хотя и более высокий уровень потребления в течение всей жизни — вариант (а).

Из этих двух моделей 87 студентов из 112 (78%) выбрали модель с возрастающим уровнем потребления — вариант (б) .

Кажется, что этот результат противоречит мнению Бём-Баверка о том, что люди, как правило, отдают значительное предпочтение текущему потреблению. Имеется, по крайней мере, две причины кажущегося противоречия. Во-первых, стимулы к сбережению, которые являются индивидуальными, очень отличаются от стимулов, относящихся к обществу в целом. Индивидуальные потребители имеют сильные стимулы концентрировать внимание на текущем потреблении, хотя, возможно, и хотят увеличивать сбережения для будущего.

Относительные оценки и временной выбор.

Определение «быстрый» пловец неизбежно носит относительный характер. Пловец Марк Спитц на Олимпийских играх 1972 г. за свои рекордные показатели получил несколько золотых медалей. Но его прежние рекорды не явились основанием для включения его в состав национальной команды пловцов США, участвующей в Олимпийских играх 1988 г. Быть быстрым пловцом означает только то, чтобы плавать быстрее, чем другие участники соревнования.

Британским экономистом Фредом Хиршем был введен термин «позиционные товары», т. е. товары и услуги, ценность которых сильно зависит от сопоставления с другими товарами.

Позиционный товар — товар, ценность которого определяется сопоставлением с аналогичными товарами, приобретаемыми другими потребителями. Его иногда называют статусным товаром.

Наглядным примером является область образования: «хорошая» школа (подобно «быстрому» пловцу) — это школа, выигрывающая от сопоставления с другими школами, услугами которых вы можете воспользоваться. Аналогично этому «хорошей» считается та работа, которая лучше большинства других работ. Стандарты, определяющие понятие «хорошая работа» в XX в., значительно отличаются от аналогичных стандартов, существовавших в XV в.

Основная особенность позиционных товаров и услуг — присущий им дефицит на рынке. Эта особенность определяет ряд важных решений потребителя, включая и решения об объеме сбережений. Например, семья может большую часть дохода откладывать на будущее или же потратить на приобретение дома в районе с престижной школой. Для большинства родителей желание дать детям относительное преимущество в уровне образования является исключительно сильным стимулом. Однако законы простой арифметики свидетельствуют о том, что независимо оттого, сколько средств потратит каждая семья на покупку дома, только 10% детей смогут учиться в престижных школах. В целом же стремление к меньшим сбережениям и большим расходам на жилье в районах с лучшими школами способствует лишь повышению цен на такие дома. Это не имеет ничего общего с изменением относительного распределения образовательных возможностей.

Расходы на позиционные товары или услуги сходны с расходами на гонку вооружений: каждая сторона тратит больше средств в стремлении не отстать от другой, но в результате все усилия сторон лишь компенсируют друг друга. Престижный интерес вызывает иллюзию высокой отдачи от затрат и низкой отдачи от сбережений. Это находится в прямом противоречии с желанием иметь возрастающий с годами уровень потребления. Чтобы обеспечить своим детям лучшее образование, вы должны производить большие затраты в раннем периоде жизненного цикла. В противоположность этому для обеспечения возрастающего характера потребления вы в эти годы должны создавать значительные сбережения. Признав силу престижных интересов, легко понять, почему люди, даже предпочитающие растущее потребление, все же могут откладывать на будущее потребление весьма незначительные средства. Большинство людей не имели бы достаточных доходов при достижении пенсионного возраста, если бы не существовали Система социального обеспечения и частные программы вынужденных сбережений. Эти программы можно интерпретировать как коллективные действия по защите части наших доходов от расходования на престижные товары, помогающие достигать более предпочтительного распределения потребления по годам жизни.

На основе приведенных рассуждений можно сделать важное дополнение к модели сбережений по годам жизненного цикла и постоянного дохода. Для людей, считающих престижные интересы важными и условно находящихся в нижней части графика распределения доходов, будет довольно затруднительным придерживаться уровня потребления, принятого в их окружении. Четко предсказуемым фактором является то, что по мере улучшения положения потребителя размер сбережений в структуре распределения доходов будет возрастать. В противоположность этому в моделях жизненного цикла и постоянного дохода размер и темп роста сбережений независимы от положения в сфере распределения доходов. Однако последнее предположение не соответствует действительности: во всех странах, о которых имеются соответствующие данные, размеры и темпы роста сбережений значительно возрастают с ростом дохода.

Самоконтроль для избежания «заманчивых ловушек»

Другой причиной низкого уровня накопления сбережений у людей, предпочитающих возрастающий уровень потребления, являются трудности в осуществлении планов, которые должны были выполняться в их собственных интересах. Гарвардский экономист Томас Шеллинг приводит следующий пример. Большинство курильщиков искренне намерены отказаться от этой дурной привычки. Многим из них это удается с большим трудом, но значительно большее число курильщиков так и не смогли реализовать свое решение.

Один из путей решения проблемы самоконтроля во избежание заманчивых ловушек — это способ, избранный героем поэмы Гомера Одиссеем, которому предстояло провести свой корабль через опасную зону со множеством рифов — местом обитания сладкоголосых сирен. Одиссей понимал, что как только его судно окажется на расстоянии слышимости голосов сирен, он обязательно поведет его на эти чарующие звуки и погибнет на рифах. Предвидя это, он временно изменил свои предпочтения и применил следующий метод побуждения: он приказал членам судовой команды надежно привязать его к мачте судна и, несмотря на все его дальнейшие приказы, не отвязывать до тех пор, пока корабль не пройдет мимо опасного места.

Метод побуждения — способ, заставляющий человека вести себя определенным образом в будущем, даже если бы он предпочел совершать другие поступки, когда это будущее наступит.

Подобные методы побуждения встречаются и в современной жизни. Опасаясь, что они могут не устоять перед соблазном израсходовать свои накопления не по назначению, люди присоединяются к «Рождественским клубам», т. е. кладут деньги на специальные счета, с которых не могут их снять до поздней осени, или покупают страховые полисы, при наличии которых преждевременное (до выхода на пенсию) использование средств, вложенных в них, связано с большими потерями; опасаясь испортить аппетит перед обедом, они не держат соленые орешки под рукой; опасаясь увлечься азартной игрой, они лимитируют сумму наличных денег при поездке в Атлантик Сити; опасаясь, что они долго не смогут заснуть, если будут допоздна смотреть телевизионные передачи, они переносят телевизор в другую комнату, и т. д.

В литературе, посвященной самоконтролю, утверждается, что выработка рационального плана разновременного потребления является только частью проблемы. Другая ее часть — это выполнение плана, при котором рациональное мышление также помогает избежать наиболее опасных ловушек. Например, потребитель, только что заставивший себя бросить курить и осознающий, что у него возникнет неудержимое желание закурить, если в выходные дни он будет участвовать в вечеринке, может избежать такого соблазна, выбрав другое времяпровождение в эти дни. Человек, желающий оградить себя от больших расходов, может распорядиться, чтобы часть его дохода автоматически переводилась на его счет в банке (что фактически и делает большинство людей).

Comments are closed .