Рубрика: Экономика

Бюджетный дефицит и профицит

Представляется несомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов и расходов. Об этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека или семьи.

Спрашивается, должен ли государственный бюджет быть еже­годно сбалансированным? Как это ни покажется парадоксальным, ответ будет отрицательным. Объясняется это главным образом тем, что государственный бюджет вынужден отражать цикличе­ское движение экономики.

Государственный бюджет целесообразно балансировать с по­ложительным сальдо (от итал. saldo — расчет) при подъеме и от­рицательным — при спаде производства. Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего усилением роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умноже­нием расходов на военно-промышленный комплекс и др. В ре­зультате темпы затрат государства зачастую значительно превы­шают скорость увеличения ВНП.

Об угрожающих размерах увеличения бюджетного дефицита свидетельствуют статистические данные по ряду стран.

Таблица. Изменения дефицита государственного бюджета в ряде крупных промышленно развитых стран

Страна Отношение суммы государственного долга к величине валового внутреннего продукта, %
1974 г. 1993 г.
Германия -5* 28
Франция 8 36
США 22 39
Канада 5 60
Италия 45 113

* В Германии в 1974 г. государственный долг перекрывался доходами.

Государственный долг представляет собой задолженность, ко­торая накопилась у правительства в результате заимствования де­нег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов. В ряде случаев эта величина достигает поистине астрономических разме­ров, которую невозможно погасить за короткий срок. Так, в конце XX в. величина государственного долга США составила 814 млрд дол. Не означает ли это, что государство с бюджетным дефици­том попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, не всегда, потому что оно имеет несколько источ­ников для покрытия своего дефицита. К ним относятся:

  • а) печатание новых денег, что, разумеется, усиливает инфляцию
  • б) неналоговые поступления, например, доходы от иностранно­го туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в России — менее 1%)
  • в) внешний долг — международный кредит, получивший в со­временных условиях широкое распространение. Крупными долж­никами являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Так, в 1980-е гг. США повысили процентные ставки в банках, что­бы привлечь иностранные инвестиции и за этот счет финансиро­вать бюджетный дефицит
  • г) внутренний долг — государственные ценные бумаги, про­даваемые фирмам и населению. К их числу относятся государ­ственные облигации (обязательство выплатить владельцу заим­ствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обяза­тельства (краткосрочные — до одного года — казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с но­минальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно

Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление.

В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу (10—20% всех бюд­жетных затрат). Широкая продажа государственных ценных бу­маг неизбежно ведет к повышению процентных ставок и увели­чению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый «эффект вытеснения». С рын­ка ценных бумаг уходят те продавцы, которые не могут дать поку­пателям ценных бумаг более надежные инвестиции.

К концу 1990-х гг. в нескольких западных государствах были приняты действенные меры по улучшению соотношения бюджет­ных доходов и расходов. Например, в 1998 г. в США и Великобри­тании был достигнут бюджетный профицит (превышение дохо­дов над расходами).

Comments are closed .