Рубрика: Деньги, Кредит, Банки

Международные кредит

Международные кредит

В обеспечении экономического роста каждой страны основопо­лагающую роль играет накопление капитала. Внутренними источ­никами таких накоплений может быть прибыль предприятий, средства государственного бюджета, сбережения населения и т.п. Вместе с тем в качестве дополнения к внутренним источникам инвестиций и как значительный фактор воздействия на экономи­ческий рост страны выступают привлекаемые из-за рубежа государ­ственные и частные средства, среди которых существенную долю занимают иностранные кредиты. Тем самым растущая потребность в широком притоке внешних денежных средств служит основой для возникновения международного кредита, представляющего собой движение ссудного капитала в сфере международных экономичес­ких отношений, предоставление ссуд государствами, банками, международными валютно-финансовыми организациями, а также различными компаниями, фирмами, корпорациями одних государств другим (правительству, банкам и субъектам хозяйствования) на принципах банковского кредитования.

В настоящее время практически невозможно найти государство, которое не использовало бы кредиты других стран, международных финансовых организаций и банков. Внешнее кредитование дает возможность расширить импорт новой техники, технологий, това­ров и услуг. При этом рамки национального потребления раздвига­ются, а иностранный кредит становится на определенное время дополнительным источником накопления и средством покрытия дефицита платежного баланса. Однако эти проблемы могут быть решены лишь при оптимальных масштабах привлечения иностран­ных кредитов и их эффективном использовании. При несоблюдении этого условия накопление непогашенной задолженности и нарастающие выплаты по текущему обслуживанию внешнего долга будут отягощать валютно-финансовое положение государства-заемщика и делать его весьма неустойчивым, может также создаться угроза политического и экономического давления. Для зарубежных инвесторов кредиты являются наиболее привлекательной формой вложения капитала, поскольку обеспечиваются не только гарантиями предприятия-заемщика и банка, но и, как правило, гарантией правительства.

Основными источниками получения иностранных кредитов являются двусторонние и многосторонние государственные кредиты, кредиты отдельных промышленных фирм, корпораций, монопо­лий, кредиты международных валютно-финансовых организаций и банков. При этом кредиты, например, Европейского банка ре­конструкции и развития (ЕБРР) и Мирового банка реконструк­ции и развития (МБРР) носят в настоящее время не только льгот­ный (представляются под низкие проценты сроком до 20 лет при 5 и более годах моратория на выплату основного долга), но и комп­лексный характер. В данном случае представители банка участвуют в осуществлении проекта, начиная со стадии разработки и до его полного завершения, осуществляя в этот период мониторинг его реализации, оказывая необходимую техническую и консультацион­ную помощь.

Международные кредиты бывают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Ха­рактерно, что возможность получения кредитов, в частности, из ЕЭС, на срок более пяти лет в настоящее время зависит в основном от трех критериев:

  • предоставление экспортных кредитов на срок более пяти лет кредиторы связывают с уровнем экономического развития стран- покупателей оборудования, технологий и т.п. При определении срока предоставления кредита учитывается также «особое поло­жение» кредитуемой страны
  • предоставление кредита на срок более пяти лет увязывается с особенностями и сроком окупаемости поставляемого в счет этого кредита оборудования
  • большую роль при предоставлении иностранных кредитов играет обстоятельство, связанное с тем, в чьих интересах служит предоставляемое в счет кредита оборудование, — для экономичес­кого развития страны покупателя или для промышленности экс­портируемой страны


Кредиты на срок более пяти лет могут предоставляться в случаях, когда:

  • финансируемая сделка велика по своим размерам
  • кредитная операция осуществляется в рамках многостороннего «консорциума помощи»
  • кредитная операция получает одобре­ние какой-либо международной финансовой организации
  • финан­сируемый проект важен для социально-экономического развития страны-импортера
  • кредитная сделка осуществляется в рамках глобального межправительственного соглашения
  • финансируемый контракт важен для страны-поставщика с позиций освоения нового рынка и с точки зрения положения той или иной отрасли про­мышленности государства-поставщика, особенно если кредит не­обходим для преодоления конкуренции со стороны «третьих стран»

Посредством международного кредита происходит перераспре­деление капиталов между странами в целях обеспечения расши­ренного воспроизводства, экономии издержек обращения в сфере международных расчетов посредством развития форм безналич­ных платежей в различных валютах, а также усиление концентра­ции и централизации капитала. При этом получатель международ­ного кредита должен учитывать ряд условий:

  • заемные средства должны быть тесно увязаны с экспортны­ми поставками, в первую очередь современных машин и оборудо­вания, новейших технологий, т.е. международный кредит необхо­димо привлекать именно для этих целей под четко разработанные программы
  • к помощи международного кредита можно прибегать широ­ко, но необходимо учитывать обстоятельства, вызванные иногда обусловленностью кредита со стороны государства-кредитора
  • объем предоставления международных кредитов в настоя­щее время растет довольно устойчиво и резко возрастает в период негативных явлений в экономике (в отличие от объема прямых инвестиций)
  • международный кредит универсален в отношении характера объектов финансирования, а также круга его непосредственных получателей

При привлечении международных кредитов надо пытаться «ухо­дить» от «связанного характера» кредитов, поскольку при этом импорт может ограничиваться в значительной мере лишь постав­ками товаров из страны-кредитора, и их закупки могут осуществ­ляться только по строго определенной номенклатуре.

Если не учитывать это обстоятельство, то возможности заемщи­ка использовать в своих интересах конкуренцию между кредитодателями могут быть весьма ограничены. Как показывает мировой опыт, «связанная помощь» обычно на 15—20 % дороже «несвязан­ной«, а иногда окончательная цена кредитуемого объекта обходится дороже почти в два раза первоначальной. Надо учитывать также возможность завышения цен на импортируемые товары, что значительно снижает реальную величину или эффективность предоставляемых кредитов. При «связанной помощи» предпочтение зачастую отдается кредитованию не самых эффективных проектов, а выбор часто в пользу последних делается только потому, что оборудование для них легче закупить. Поэтому ликвидация «привязки» международных кредитов к закупкам товаров будет способствовать увеличению маневренности и мобильности хозяйствен­ных связей страны-заемщика с промышленно развитыми государ­ствами.

В то же время большое влияние на экспорт промышленно раз­витых государств оказывают различного рода формально не связан­ные кредиты, значение которых в общей системе международного кредита резко возросло, особенно с развитием рынка единой европейской валюты. Это облигационные займы, финансовые (в отличие от экспортных) кредиты банков, кредиты международных кредитно-финансовых организаций и т.п. Тем не менее такие кредиты в той или иной мере связаны с поставками из определенных источников. При привлечении иностранных кредитов надо учитывать то обстоятельство, что система долгосрочного финансирования экспорта развивается в двух направлениях:

  • одной из форм долгосрочного кредитования экспорта являет­ся практика прямого государственного кредитования иностранных покупателей. В большинстве случаев прямые государственные кредиты западноевропейских стран предоставляются на срок более 10 лет, причем значительная их часть — на срок до 20 лет
  • средством развития долгосрочного финансирования экспор­та является практика предоставления так называемых финансовых кредитов, основным источником средств для предоставления ко­торых является частный капитал. Так, правительства многих за­падноевропейских стран (например, ФРГ, Англии, Франции) вы­дают соответствующие гарантии по финансовым кредитам так же, как и по фирменным кредитам. При этом сами фирмы-поставщи­ки обычно вообще не участвуют своими средствами в финансиро­вании сделок. В данном случае в финансировании экспорта наряду с банками (источники среднесрочного капитала) широкое участие принимают такие источники долгосрочного капитала, как част­ные страховые компании, пенсионные фонды и кассы и т.д. Госу­дарственные гарантии таких кредитов выдаются не экспортерам, а непосредственно учреждениям, финансирующим сделку. Поэто­му сам экспортер фактически не принимает участия в расчетах по кредиту, а получает денежный эквивалент по своим товарным поставкам

В то же время участие иностранных коммерческих банков в финансировании экспорта в резко возрастающих размерах зат­рудняется для них в основном такими тремя причинами, как зна­чительными рисками, связанными с данными операциями, огра­ниченностью во многих случаях свободных ресурсов у коммерческих банков для такого финансирования, боязнью банков подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспорт­ных кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала, базирующегося в основном на краткосрочных депози­тах, — с другой.

Все эти проблемы не могут быть разрешены силами только частно-монополистического сектора. Поэтому в тех случаях, когда это необходимо, монополии призывают на помощь государство. При этом степень государственного участия в финансировании экспорта и его конкретные формы различны в каждой отдельной стране. Однако принципы такого участия одинаковы в большин­стве стран, к которым относится государственное страхование эк­спорта в форме выдачи гарантий по экспортным кредитам (прак­тика, получившая в западноевропейских странах довольно широ­кое развитие еще до второй мировой войны, но сфера действия которой тогда ограничилась краткосрочными кредитами и созда­нием дополнительных систем финансирования и рефинансирова­ния экспорта).

В условиях возрастания роли кредита как средства конку­ренции на международном рынке банки стремятся создать свя­занным с ними фирмам преимущественные условия для привле­чения иностранных покупателей и идут на удлинение сроков фи­нансирования поставок, а также на снижение процента по кре­дитам. Банки предоставляют заемщикам более льготные, чем кон­куренты, условия кредитов (в том числе еврокредитов) для того, чтобы ускорить заключение соглашений и тем самым обеспечить своим клиентам выгодные заказы на поставку товаров и услуг. При этом они не скрывают, что фирмы-поставщики могут ком­пенсировать им ту часть стоимости кредита, которую они «усту­пают» иностранным заемщикам. Такая практика широко рас­пространена.

Предоставление международного кредита может основываться на одном из следующих методов:

  • сумма кредита полностью зачисляется на отдельный счет в пользу страны-заемщика, с которого осуществляется оплата за поставленные товары
  • на ссудном счете постепенно учитываются суммы поставлен­ных товаров, т.е. величина кредита увеличивается по мере осуще­ствления поставок до тех пор, пока ссуда не будет полностью использована
  • поставки по кредиту производятся через клиринговый счет по товарообороту, а затем сумма кредита переносится с клиринго­вого счета на ссудный счет (данный метод применяется обычно тогда, когда объектом кредита выступают товары той же номенк­латуры, что и по текущему товарообороту)
  • кредит предоставляется по компенсационным сделкам
  • используется лизинг
  • и др.

Международные кредиты не только форсируют экспорт това­ров и услуг, но и могут повышать его эффективность, создавая дополнительный спрос на рынке и способствуя поддержанию конъ­юнктуры и тем самым оказывая общее влияние на движение цен. Но самое главное состоит в том, что они позволяют поднимать цены по конкретным сделкам, особенно в тех случаях, когда для покупателя условия получения кредита важнее, чем уровень цены поставок. Поэтому при оценке роли международного кредита не­обходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • фирменные иностранные кредиты в настоящее время тесно связаны, как правило, с товарными поставками, главным образом машин и оборудования. Более того, объем поставок, осуществляе­мый с помощью таких кредитов, значительно больше, так как в этих случаях покупатель должен уплачивать поставщику часть суммы контракта наличными. Обычно это делается при заключении контракта, а также при поставке (отгрузке) машин и оборудования покупателю. Размер наличных платежей различен в каждом конкретном случае, но вплоть, до начала 60-х гг. XX столетия он составлял около 20 % общей суммы поставки. В последнее время доля наличных платежей снизилась и может быть условно принята на уровне 10—15 %
  • за счет кредитов международных организаций и прямых государственных кредитов («проектных») осуществляется обычно финансирование поставок на всю сумму кредита. Но за счет этих кредитов осуществляются также операции, которые могут быть не связаны непосредственно с товарными поставками (разработка проектов, консультации, оплата фрахта и другие услуги). В счет этих кредитов поставляются, наряду с машинами и оборудованием, также материалы, необходимые для сооружения тех или иных объектов и т.п. Фактически из общей суммы прямых государствен­ных кредитов и кредитов международных организаций лишь две трети идут на финансирование поставок машин и оборудования

В этой связи следует заметить, что довольно часто министер­ства, ведомства, предприятия и организации оказываются не в состоянии решить и скоординировать исполнение целого ряда воп­росов, связанных с подготовкой и реализацией своих проектов, предлагаемых ими для финансирования за счет иностранных кре­дитов. В данном случае можно выделить слабую подготовку техни­ко-экономического и финансового обоснования проектов, отсутствие альтернативных вариантов проекта, незнание возможных партнеров по реализации проекта, отсутствие маркетинговых исследований в области разрабатываемого проекта, представление проектов лишь на основе учета ведомственных интересов и без комплексной взаимоувязки их компонентов с элементами смежных отраслей и возможностей страны в целом.

Для устранения этих недостатков необходимо разработать ме­ханизм финансирования проектов за счет иностранных кредитов, согласно которому обязательными элементами процедуры приня­тия решений должны стать использование принципа конкурсного отбора проектов (при соблюдении приоритетности общегосудар­ственных интересов), независимая комплексная экспертиза про­ектов, выбор наиболее рационального варианта финансирования проекта путем проведения конкурсных торгов по закупкам проек­тов, разумное распределение возможных рисков по проекту между всеми участниками реализации кредита, контроль соответствующих правительственных органов за реализацией проекта и использова­нием выделенных кредитных средств предприятием-заемщиком (мониторинг проектов), оценка эффективности вложений кредитных ресурсов, формирование информационной базы данных по осуществленным и новым проектам.

Привлечение иностранных кредитов тормозится также слабой инфраструктурой инвестирования, поскольку в начальной стадии развития находится рынок таких услуг, как аудит, факторинг, кон­салтинговые, инжиниринговые, информационные услуги и т.д. Активизация иностранного инвестирования невозможна без разви­тия страхования инвестирования. Поэтому ощутимую помощь в привлечении иностранных кредитов может оказать развитие сети консалтинговых фирм и экспортных организаций, специализирую­щихся на оказании услуг по подготовке инвестиционных проектов, комплексной независимой экспертизе и осуществляющих активный мониторинг реализуемых проектов. При привлечении иностранных кредитов важное значение имеют сроки, на которые они предоставляются. Так, на практике сроки предоставления иност­ранных кредитов определяются в основном четырьмя взаимосвя­занными факторами:

  • видом и характером поставляемых в счет этих кредитов ма­шин и оборудования (или осуществляемых в счет их проектов), а также стоимостью оборудования и общим размером контракта
  • сложившейся практикой на рынке определенной страны-покупателя, а также условиями государственного регулирования им­порта товаров в кредит в странах-покупателях
  • законодательством и сложившейся практикой кредитования экспорта в странах-поставщиках
  • регулированием предоставления кредитов различными меж­дународными (многосторонними и двусторонними) соглашениями

Развитие международной кредитной системы определяется в настоящее время мощным стимулирующим воздействием со сторо­ны крупных заемщиков, посредников и инвесторов. При этом происходит перенос центра тяжести с одних видов заимствований на другие, трансформация механизмов ссудно-заемных операций, изменение состава участников рынка и т.д. Поэтому для заключе­ния наиболее выгодных кредитных договоров необходимо тщатель­но изучать тенденции развития международного рынка капиталов, а также определять обоснованную потребность в международных кредитах. Потребность в иностранных кредитах следует определять как разность между общей суммой необходимых инвестиций, сум­мой возможных внутренних инвестиций и сальдо платежного ба­ланса:

Кр = Иов — Иви — (±Сп6 )
где Кр — общая сумма необходимых иностранных кредитов
Иов — общая сумма необходимых средств для инвестирования
Иви — сумма возможных внутренних инвестиций
±Спб — положительное или отрицательное сальдо прогнозируемого платежного баланса (без учета предполагаемых заемных средств)

При определении потребности в иностранных кредитах важ­ным фактором является состояние платежеспособности государ­ства, представление о которой дают не только размеры внешнего государственного долга, но и косвенные, и прямые индикаторы.

Косвенными свидетельствами состояния национальной платежес­пособности, как правило, являются следующие критические уров­ни:

  • темпы роста валового внутреннего продукта (не ниже 3 % в год)
  • инфляция (не выше 12 % в год)

В качестве прямых индикаторов состояния платежеспособнос­ти наиболее часто используются такие критические уровни:

  • отношение чистой задолженности к стоимости экспорта (не выше 120 %)
  • соотношение платежей по обслуживанию долга с экспортной выручкой или норма обслуживания долга (не выше 25%)

Нежелание государства расширять свою задолженность (даже с учетом наличия объективной потребности в иностранных креди­тах), а также его упорные усилия добиться сверхвыгодных условий кредитования наряду с предпочтением получения кредитов под твердый процент (это не дает возможности кредиторам учесть ин­фляцию) может привести к ужесточению условий предоставления кредитов. В то же время условия предоставления кредитов зависят от множества факторов, связанных с конъюнктурой международ­ного рынка ссудных капиталов, с экономической стратегией от­дельных государств и интеграционных группировок. Между тем мировой экономической наукой и практикой разработан целый ряд показателей и коэффициентов, позволяющих заинтересован­ным сторонам судить о задолженности той или иной страны и уже на этом основании формировать свои позиции в отношении воз­можных просьб о получении новых кредитов.

Анализ состояния задолженности любого государства начина­ется с параметров «общего» плана, т.е. совокупного размера за­долженности, уровня задолженности на душу населения. При этом рассматривают их динамику, структуру по срокам, валютам, ис­точникам образования. Эти абсолютные показатели позволяют кре­дитору получить представление о должнике и последнему судить о состоянии своей задолженности. Однако такие суждения имеют наиболее общий характер.

Следующий уровень — «относительные» показатели, позволяю­щие увязывать абсолютные размеры задолженности с тем или иным параметром развития страны. Сопоставляется, например, сумма внешнего долга и объем валового национального и внутреннего продукта. На основании этого делаются выводы о готовности и возможности заемщика привлекать ресурсы извне. Чем выше данное соотношение (вовлеченность во внешний долг), тем больше зависимость экономики страны от внешних источников финанси­рования, тем уязвимее она в случае неблагоприятного развития событий. Достаточно часто сумма внешнего долга сопоставля­ется с объектом экспортных доходов страны. Результат пока­зывает, какая часть экспортных поступлений (если величина меньше 1) или сколько лет экспорта (если величина больше 1) потребуется для того, чтобы страна погасила свою задолженность.

Наиболее распространенным показателем является норма об­служивания долга. Она выводится как отношение суммы платежей по обслуживанию внешней задолженности (уплата процентов и погашение основной суммы долга) к объему экспорта:

Нод = Пвд/Э
где Нод — норма обслуживания внешнего долга
Пвд —размер платежей по обслуживанию внешней задолженности
Э — объем экспорта

Норма обслуживания долга показывает, какую часть своих экспортных доходов страна-должник должна возвратить кредиторам в виде выплат за ранее привлеченные кредиты и займы, т.е. какая часть валютной выручки изымается из экономики страны и не может быть использована ни в целях накопления, ни в целях потребления. Чем выше эта доля, тем большие потери несет страна. Опасной величиной считается 25 %. Если норма обслуживания внешнего долга достигла этого значения, то валютно-финансовое положение страны считается сложным, вероятность нарушения ею своих обязательств перед кредиторами достаточно реальна.

При анализе валютно-финансового положения страны в рас­чет принимаются такие параметры, как состояние и тенденции текущего платежного баланса, в какой степени доходы от экспор­та покрывают импортные закупки, соотношение валютных резер­вов и объема импорта.

Существует также такой показатель, как уязвимость эконо­мики. Он выводится в виде разницы между валютными ресурсами, которыми располагает страна в данный момент, и всеми ее по­требностями в иностранной валюте:

Эу = Вр — Пв
где Эу — коэффициент «уязвимости» экономики
Вр — валютные резервы страны
Пв — размер потребности в иностранной валюте

Если разница при расчете коэффициента «уязвимости» эконо­мики положительна, тогда позиции страны считаются неуязви­мыми, так как в случае внезапного, катастрофического падения доверия к ней всех кредиторов и полного их отказа предоставить ей какие-либо средства она оказывается в состоянии в течение определенного времени «жить» за счет накопленных средств. Если разница отрицательная (потребности больше имеющихся резервов), тогда проводится ее сопоставление с объемом импорта по следую­щей формуле:

Ис = Эу/И
где Ис — сокращаемая часть импорта при отсутствии притока новых кредитов
И — объем импорта

Полученная величина (в процентах) рассматривается как та часть импорта, которую необходимо сократить в стране для того, чтобы в случае полного прекращения притока новых кредитов и займов привести в соответствие свои потребности в иностранной валюте и имеющиеся валютные ресурсы. Чем выше процент, тем «уязвимее» экономика страны.

Перечисленные выше, а также ряд других показателей позво­ляют кредиторам оценить ту или иную стороны валютно-финан- сового положения должника. Так как ни один из коэффициентов не является главенствующим, универсальным, они и подлежат рассмотрению в комплексе как взаимодополняемые моменты. Бо­лее того, достижение тем или иным коэффициентом «критически опасной» черты должно быть правильно (корректно) истолковано. Только при соблюдении такого подхода можно составить реальное представление о степени устойчивости долговой ситуации страны-дебитора. Так, долговая ситуация может рассматриваться как устойчивая и при высоком уровне внешней задолженности (в том числе на душу населения) и при норме обслуживания долга в 25% и выше.

Для кредитора главное значение имеет не количественное вы­ражение показателей, а возможность страны-должника своевре­менно рассчитываться с кредиторами. Поэтому помимо установления абсолютных пределов внешнего долга целесообразно исполь­зовать для контроля за масштабами внешнего заимствования пока­затель нормативного соотношения величины внешнего долга с объе­мом экспорта товаров и услуг, который устанавливается между­народными финансово-кредитными организациями по формуле:

Hаб = Дэ /Э < Hм
где Наб — расчетный норматив валютной безопасности страны
Дэ — внешний долг
Нм — норматив валютной безопасности, установлен­ный международными финансово-кредитными организациями

Важной является также проблема источников и методов по­гашения международного кредита. В частности, при погашении международного кредита применяются пропорциональный, про­грессивный и единовременный методы. В первом случае предусматривается равномерное погашение кредита в одинаковых суммах, во втором — происходит постепенное нарастание величины плате­жей, в третьем — вся сумма кредита погашается сразу.

При уплате процентов по международному кредиту необходимо учитывать, что уплата процентов по внутреннему долгу не изменяет объем валового внутреннего продукта страны, а лишь перераспреде­ляет его. Уплата процентов по внешнему долгу, напротив, приводит к уменьшению валового национального продукта страны-должника. Отсюда логически вытекает следующее требование к использованию финансовых ресурсов, привлеченных извне: оно должно быть таким, чтобы при уплате всех процентов и погашения основной суммы долга валовой внутренний продукт и национальное богатство страны не уменьшились. При этом не всеми ресурсами и не из всех источников можно рассчитываться с кредиторами. Нельзя признать нормальным положение, когда вывозится национальное богатство страны, ее невозобновляемые природные ресурсы (что не создавалось на заемные средства усилиями людей) и снижается насыщение внутреннего рынка товарами за счет форсированного экспорта товаров в счет покрытия задолженности.

Если для расчетов с кредиторами приходится идти на такие меры, тогда решение о привлечении заимствований из-за рубежа следует рассматривать как ошибочное, непродуктивное с эконо­мической и социально-политической точек зрения. Поэтому при­влечение финансовых средств из-за рубежа оправдано тогда, когда эти средства будут использованы производительно. При этом можно выделить количественные и качественные требования:

  • с точки зрения количественных требований минимальная макроэкономическая отдача заемных средств должна быть выше, чем сумма процентов, уплачиваемых по кредиту. Если не будет соблюдаться это условие, то размер внешнего долга будет «само­возрастать» на разность между суммой процентов, подлежащих уплате и фактически погашенных. Проблема задолженности в этом случае не будет иметь решения
  • с позиций качественных требований применение заемных средств должно быть таким, чтобы средства для погашения за­долженности возникли естественно, или, другими словами, само­произвольно, что означает прирост экспортного потенциала страны. Если этот прирост выше, чем темпы прироста выплат по задолженности, то проблема внешнего долга разрешима, долговой цикл имеет четкие временные рамки, а валютно-финансовое поло­жение страны рассматривается как устойчивое

Теоретически можно представить себе ситуацию, когда вне­шний долг может быть погашен тогда, когда заемные средства направляются на создание импортозамещающих производств. В этом случае государство — после пуска предприятий подобного профиля в действие — может сэкономленную таким путем валюту направлять на оплату взятого кредита или займа. Однако проблема осложняется тем, что на практике этого не происходит, а высво­божденная валюта используется на другие закупки, не менее нео­тложные и важные. Поэтому привлечение иностранных кредитов оправдано лишь в том случае, если оно производительно и будет эффективно с макроэкономической и валютной точек зрения. Про­блемы с задолженностью возникают часто не столько из-за вели­чины последней, сколько из-за неспособности страны в силу ряда внутри- и внешнеэкономических причин погасить ее своевременно нормальными методами и способами без ущерба для националь­ной экономики и жизненного уровня населения.

Comments are closed .