Рубрика: Деловой этикет

Важность делового этикета

Деловой этикет

Вы уже наверняка уже не раз задумывались, почему два человека, совершенно равных по способностям и уму, могут в разной степени преуспевать в бизнесе. Один, кажется, с легкостью хватает звезды с не­бес, ни в чем себе не отказывает, прекрасный руководитель, смог построить чудесные отношения с партнерами и коллек­тивом. Другой же — совсем наоборот: отношения со всеми натянутые, руководитель никудышный, коллектив постоянно штормит, да и прибыли особой нет.

В чем же секрет успешного бизнеса? Где же тот «золотой ключик», открывающий перед каждым новые возможности?

Не всегда можно добиться хороших результатов одним ста­ранием и дотошностью. И в нашем случае с двумя коллегами счастливчик овладел всевозможными правилами поведения на работе, в то время как неудачливый трудяга не имеет ни ма­лейшего понятия о деловом этикете, Этот набор простейших правил очень часто упускается из виду, а ведь стоит задуматься прежде всего о своём поведении и, возможно, изменить его, усовершенствовать себя, улучшить психологический кли­мат в коллективе и приблизить успех. Что же это такое — «деловой этикет»?

Само слово «этикет» впервые ввели в обиход при дворе Людо­вика XIV — того самого, которому легенда приписывает изречение: «Государство — это я». На королевских приемах гостям вручали карточки («этикетки») с правилами поведения, и от на­звания карточки пошло слово «этикет». При дворе монарха пра­вила поведения назвали «этикетом», но с течением времени это слово стало иметь более широкий смысл. Понятие распространи­лось на деловые, политические, культурный и семейные отношения, поскольку люди не могут существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений.

Правилами хорошего тона может овладеть каждый, уме­ние вести себя в обществе не является врожденным, хотя, конечно, семейное воспитание в этом смысле имеет большое значение. Профессор Гарвардского университета Артур Шле­зингер-младший в научной, дискуссии по проблемам этикета на протяжении американской истории отмечал что Эндрю Джексон (избран на президентский пост в 1828 году) был пер­вым американским президентом-неаристократом. Он был сы­ном бедного эмигранта шотландско-ирландского происхожде­ния, но благодаря своим природным способностям поднялся на вершину власти. Совершенствуя свои манеры по мере продвижения наверх, он достиг такого успеха, что, по выражению Шлезингера, «вызывал восхищение и друзей, и врагов своей воспитанностью и изысканными манерами».

Если хорошие манеры усвоены почти до автоматизма, это облетает жизнь домашнюю и деловую. Люди, мечтающие стать руководителями, должны разбираться не только во всех нюансах своего дела, но и знать правила поведения в обществе, в сфере бизнеса, если они хотят достичь успеха. Им надо на­учиться правильно одеваться, уметь соответствующим образом вести себя в различных ситуациях, связанных с выбранной ими сферой жизни и деятельности, излагать свои мысли кратко, точно выбирая слова.

Всем нам знакомы бизнесмены, не умеющие правильно гово­рить, подбирать одежду, нарушающие все правила этикета (ес­ли они вообще знают о существовании таких правил). Но это делает их жизнь нелегкой. Нужно действительно обладать большим деловым или профессиональным талантом, чтобы компенсировать этим грубость и невежливость. Руководители высшего ранга, которым приходится терпеть нужного работни­ка с такими недостатками, чувствуют себя неуютно в его обще­стве и довольно часто такого человека заменяют другим, кото­рый лучше соответствует требованиям дела.

Деловой этикет — не второстепенная а весьма сущест­венная характеристика делового мира, который можно пред­ставить в виде следующих составных частей: личность дело­вого человека, условия, в которых осуществляется то или иное дело, деловые отношения и деловой этикет.

Естественно то, что личность делового человека — ключевая фигура В ее характеристике нужно учитывать образование, опыт, энергию готовность идти на риск, расчет нестандартность мышления. Все эти качества могут привести к успеху лишь при наличии необходимых условий и обстоятельств. Деловые отно­шения — это отношения, складывающиеся между деловыми людьми, включающие в себя отношения партнерства, довери­тельности, взаимной выгоны и т. п

Одно из условий успеха в бизнесе — это создание в глазах потенциального партнера имиджа уверенного в себе челове­ка, умеющего вести себя в обществе, не вызывая своими по­ступками недоумений и пренебрежительной улыбки.

Наряду со всеми этими характеристиками делового мира деловой этикет — специфическая культура деловых отноше­ний. Она включает в себя сложившиеся ритуалы и суборди­нацию, служебный этикет, требования, предъявляемые к де­ловому общению, манеры поведения, стиль письма, телефон­ных разговоров, оформление деловых бумаг, искусство к манеры ведения переговоров и торгов, культуру обеспечения рекламы, презентаций, этику конкуренции.

Можно говорить о разных принципах делового этикета. Здесь и прагматизм, и деловой вкус, и целесообразность, и утилитарность. Но всё-таки в качестве главного принципа можно назвать честность. Над дверями Лондонской биржи вы­бито в мраморе: «Мое слово — закон» и трактоваться может следующим образом: нет выше закона предпринимательской деятельности, чем слово, данное партнеру. Русские купцы, торговавшиеся на Нижегородской ярмарке, заключали сдел­ки под честное слово. И честное слово купца первой гильдии было крепче, чем любой вексель, обеспеченный золотыми червонцами, Нарушивший это слово мог заниматься любой де­ятельностью, кроме коммерческой, — в кредите доверия ему было отказано навсегда…

Деловой этикет — это азы бизнеса, и если деловой человек не освоил их, то его дело, как правило, основывается на «дур­ных инстинктах»: урвать, обмануть, словчить, слукавить. Серь­езный бизнесмен скорее понесёт убыток, нежели нарушит де­ловой этикет. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери репутации восстановить её удается не всегда.

Важная часть делового этикета — речевой этикет. Он предполагает следование культурным нормам языка, умение использовать речевые правила приветствия, прощания, пред­ставления, умение формулировать свои мысли в виде сужде­ний, тезисов, проблем, спорных положений, знание канонов красноречия, умение использовать речевые и риторические фигуры и приемы. Культурные нормы: речевого этикета так же предполагают упорядоченность благодарности, пожелания, извинения, просьбы, приглашения, совета. Содержание деловой беседы кроме обсуждения конкретных практических вопросов предполагает умение в корректной форме выразить утешение, соболезнование, а также сформулировать компли­мент, одобрение, несогласие.

Нужно помнить, что многое зависит от того впечатления, которое обычно производит деловой человек и способствует его дальнейшей деятельности и успеху или наоборот. Как грубость и неумение себя вести повсюду затворяют перед со­бою двери и отталкивают людей, так хорошие манеры имеют силу таинственных слов из одной из сказок «Тысячи и одной ночи»: «Сезам, откройся».

Comments are closed .