Рубрика: Бизнес

Ответственности и справедливая оценка работы в бизнесе

Существуют два крайних варианта реакции человека на поставленную перед ним задачу. В первом случае для достижения цели «любой ценой» и «вопреки всему» сотрудник «рвется в бой», смело используя предоставленные ему полномочия, но не всегда до конца осознавая при этом все последствия предпринимаемых действий. Руководитель тоже не всегда сможет сразу же адекватно оценить подобные действия: хотя задача и решается, но последствия «топорных» решений могут проявиться лишь через определенное время. Во втором случае работник уклоняется от активных действий, не используя предоставленных ему полномочий («работа должна вылежаться», «поспешишь — будешь переделывать»). В обоих случаях говорить об ответственном поведении не приходится.

«Счастливцам», которым довелось вселяться в сданную в «авральном» режиме новостройку, вряд ли придет в голову разделить радость рабочих, прораба и всего руководства строительной компании по поводу завершения строительства в срок (или сдачи объекта к круглой дате). Полученные строителями премии, благодарности, грамоты и продвижения по карьерной лестнице никак не связаны с ущербом компании, который нанесет ей имидж недобросовестного застройщика. В данном случае выполнение одной задачи (своевременный ввод объекта в эксплуатацию) осуществляется в ущерб другой (поддержание на высоком уровне стандартов качества сдаваемого в эксплуатацию жилья). Как же достоверно оценить последствия выполнения «любой ценой»?

Влияя на принятие работником на себя ответственности, можно управлять любым бизнес-процессом (при прочих равных условиях), поэтому квалификация и ответственность управленцев становятся неотъемлемой частью нематериальной составляющей стоимости бизнеса. В условиях «новой реальности» значение стратегии наращивания стоимости бизнеса неуклонно растет, а значит, компаниям необходимо научиться выстраивать системы управления ответственностью. Успешность решения этой задачи и определяет, в конце концов, конкурентоспособность бизнеса.

Чтобы научиться управлять ответственностью, нужно определить ее природу и выявить основные доступные «рычаги» воздействия. В управленческой литературе понятие «ответственность» проработано недостаточно глубоко. Поэтому попробуем сформулировать рабочее определение, которое поможет понять, что скрывается за этим понятием, как ответственность проявляется в организационной среде и как можно управлять ее проявлениями.

Ответственность — это необходимость и обязанность отвечать за свои поступки или действия. Она проявляется в поведении, которое сам человек или его окружение оценивают как ответственное или безответственное. Быть ответственным — значит обладать достаточными правами и обязанностями для того, чтобы дать полный отчет в своих действиях, принять на себя вину за ошибки (неудовлетворительные результаты) или славу.

Следовательно, суть понятия «ответственность» определяется:

  • имеющимися у сотрудника правами (на использование ресурсов для достижения поставленной цели, выполнение определенных действий, принятие самостоятельных решений и т. п.);
  • возложенными на него обязанностями;
  • способностью сотрудника (и наличием у него возможности) отчитаться перед руководителем о своих действия.

Хорошим «довеском» также выступает активная позиция сотрудника, степень его мотивированности при выполнении обязанностей — то, что определяется как «горение» и «самоотверженность». С другой стороны, ответственность непосредственно связана со справедливостью, это две стороны одной медали. Человек может быть ответственным только при условии, что его поступки будут справедливо оценены. Тогда он осознанно принимает решения, действует определенным образом, понимая и принимая на себя риск за последствия.

Если перечисленные выше условия отсутствуют, говорить об ответственности или безответственности — бессмысленно.

Comments are closed .