Конспект экономиста:)

Меню

Что такое планирование?

нет комментариев

⚡ Планирование ⚡ – важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия.

Как экономическую категорию ⚡ планирование ⚡ можно рассматривать с экономической и управленческой точек зрения.

С экономической точки зрения – это способ определения пропорций совместной деятельности, наряду с рыночным механизмом. Но если на рынке главным регулятором выступает закон стоимости, т.е. цена, определяющая выгодность производства, способы, объем, то на уровне отдельного предприятия ценовой механизм вытеснен сознательными действиями и авторитарными решениями предпринимателей и менеджеров.

Внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений, в соответствии с которой участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и независимых друг от друга субъектов рынка, и их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.

С управленческих позиций планирование
– важнейшая базовая функция, которая определяет цели системы и способы их достижения. Основное воздействие на объект управления осуществляется именно через планирование.

Исходя из этого, можно сказать, что планирование – средство установления целей и задач бизнеса и координация совместной деятельности участников.

Сегодня существует множество определений планирования:

  • Планирование – это, опирающееся на определенном понимании реалий, формирование образа будущего в сознании субъекта.
  • Планирование – это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей.
  • Планирование – это адаптация системы «бизнес» к внешней среде.

Планирование представляет собой процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения. Оно часто рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.

Каждое определение отражает суть планирования и имеет право на существование.

Одним из важнейших аспектов управления системами, экономикой, бизнесом является управление изменениями, поскольку любая система предполагает функционирование и развитие и тем самым изменение преобразование.

Бизнес-планирование – это планирование развития бизнеса предприятия, хозяйственной деятельности.

Бизнес-план – это особый обобщающий документ, в котором содержится программа выполнения последовательности деловых операций, совершаемых в процессе организации нового бизнеса. Он содержит теоретическую информацию и практические данные о самом предприятии, его сфере деятельности, производимых услугах или товарах, рынках сбыта, маркетинговой политике, предполагаемом уровне эффективности производства.

Бизнес-планирование — это системное, развернутое планирование всех сторон деятельности предприятия, осуществление проекта. Суть бизнес-планирования – детализация сложной проблемы на составляющие отдельные мелкие задачи и их решение.

Рациональное достижение субъективных целей, задач претворяется посредством планов.

План – это рабочий инструмент достижения поставленных целей субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

Основная цель плана – реализованное событие.

Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Многие руководители отечественных предприятий считают, что не стоит тратить время на «формальное планирование», т.е. фиксировать на бумаге всю схему действий, тем более, что динамизм внешней среды, ее сложность вызывает необходимость постоянной корректировки разработанных планов.

Зарубежный опыт показал, что выживает именно тот, кто непрерывно занимается планированием. Быстроменяющиеся условия бизнеса заставляют предпринимателей все заранее предусматривать и своевременно разрабатывать оптимальные действия по нивелированию негативов. Предприятие постоянно рискует, принимая решения, а план не только позволяет предусмотреть все действия, но и предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела и уметь с ними справиться.

Преимущества планирования

  1. Помогает решать задачи рационально и с наименьшими затратами
  2. Помогает улучшить координацию действий исполнителей
  3. Обеспечивает более рациональное использование ресурсов
  4. Помогает руководителям мыслить перспективно, использовать будущие возможности
  5. Обеспечивает возможность контроля за событиями и позволяет управлять ими
  6. Готовит предприятие к возможным изменениям
  7. Способствует повышению образовательного уровня менеджеров и др.

Факторы ограничивающие возможность планирования

Вместе с тем, планирование не панацея. Возможности планирования ограничены рядом объективных и субъективных причин.

Наиболее важными из них являются:

  1. Неопределенность, многомерность и стохастичность рыночной среды. Планирование выступает как инструмент преодоления неопределенности, быстрого и непредсказуемого изменения среды, угрозы со стороны конкурентов, несовершенства законодательства. Но эта же неопределенность среды не позволяет принимать решения с достаточной степенью точности. Поэтому так важна дополнительная достоверная информация, а также прогноз и определение степени его вероятности.
  2. Издержки планирования. Предел планирования определен и величиной издержек и ограниченностью ресурсов. В результате осуществления планирования возникают дополнительные издержки на научные исследования, на организацию плановых служб и привлечение дополнительного персонала (консультантов, коллег), а также дополнительные затраты времени.
  3. Масштаб деятельности предприятия. На практике, чем больше предприятие (до определенных пределов), тем лучше там поставлена плановая работа. Как правило, организованы и выделены службы планирования, плановой работой занимается высококвалифицированный персонал, присутствуют научные разработки. Все это может быть осуществлено за счет имеющихся финансовых возможностей. И совсем иначе обстоят дела на небольших предприятиях, где формальное планирование присутствует далеко не всегда.
  4. Субъективные факторы. Как правило, они связаны с личностными характеристиками руководителей. Сюда можно отнести и авторитарность руководства, субъективность взглядов исполнителей, ошибки в экономических расчетах, форсмажорные обстоятельства и т.п.

Планирование в современных условиях рассматривается, и как наука, и как искусство. Оно тесно связано с мыслительной деятельностью человека и в основе своей неповторимо.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)