Рубрика: Бизнес планирование

Альтернативные модели стратегического планирования

Кроме известных методов стратегического планирования (матрица БКГ и SWOT-анализ) существуют альтернативные подходы, которые позволяют разработать успешную стратегию развития бизнеса.

Основная задача бизнес-стратегии – это вывод компании на более выгодную рыночную позицию за счет использования технологических преимуществ или лучшего качества обслуживания клиентов. Хорошая маркетинговая стратегия включает четко определенный сегмент рынка, понимание преимуществ компании и средства для конкурентной борьбы.

Среди альтернативных методов стратегического планирования можно выделить:

  • концепцию трех ценностей
  • модель пяти сил (предложена Майклом Портером)
  • матрица оценки возможностей
  • анализ стратегических групп

Концепция трех ценностей

Концепция трех ценностей предлагает ориентироваться на три важных критерия – отлаженность операционной деятельности, доверительное отношение с клиентами и превосходство предлагаемого продукта. Отлаженность операционной деятельности обеспечивает лучшие цены на рынке и помогает увеличить КПД работников. Прибыль компании растет за счет снижения производственных затрат, а не за счет повышения цен. Управление клиентскими отношениями – это второй источник роста. Превосходное обслуживание, широкий ассортимент товаров и удовлетворение потребностей клиентов повышает конкурентоспособность компании. Компании, которые ориентируются на превосходство продукта, должны делать ставку на быстрое и регулярное внедрение новинок, вынуждая конкурентов гнаться за собой.

Модель пяти сил

Модель пяти сил, была предложена экономистом Майклом Портером двадцать лет назад и сейчас широко используется многими компаниями. Эта модель имеет логичную и простую структуру, состоящую из пяти компонентов – поставщики, покупатели, новые участники рынка, замещение товаров и конкуренты. Динамика конкурентной борьбы в отрасли и рентабельность компании описывается комбинацией этих составляющих. Регулируя соотношение этих сил, компания может приспосабливаться к рыночной среде, развивая свои сильные стороны и защищая слабые места. Стратегия, основанная на этих пяти силах, позволяет расширить возможности диверсификации бизнеса, изменить правила конкурентной борьбы и повысить свое доминирующее положение на рынке.

Матрица оценки возможностей

Матрица оценки возможностей часто используется для анализа рынка, чтобы выявить новые источники получения прибыли. Эта стратегическая модель включает формирование новых групп клиентов и создание новых способов удовлетворения клиентских потребностей. При оценке возможностей компании проводится анализ рыночной среды и определяется степень привлекательности новой возможности. При этом привлекательность нового направления оценивается по пяти параметрам: уровень клиентских запросов, интенсивность конкурентной борьбы, количественная оценка спроса, рыночная конъюнктура и способности организации.

Модель, учитывающая стратегические группы

Модель, учитывающая стратегические группы, позволяет выявить прямых конкурентов компании, проведя анализ их стратегий. Данная методика хороша для анализа и определения конкурентов на большом сложном рынке, так как стратегические группы имеют схожие экономические характеристики. Поэтому они одинаково реагируют на рыночные изменения и смену конкурентных рисков. Конкурентная стратегия компании строится на нескольких параметрах, которые характеризуют данную отрасль – сфера деятельности бизнеса и ресурсная политика организации. Сфера деятельности компании включает тип товаров, рыночную нишу и географическое положение. Ресурсная политика предполагает использование ресурсов в зоне функционирования организации и поддержание конкурентного преимущества на целевых рынках. Стратегические группы очень чувствительны к принципам ведения бизнеса и могут со временем изменяться.


Comments are closed .