Рубрика: Бизнес планирование

Альтернативные модели стратегического планирования

Кроме известных методов стратегического планирования (матрица БКГ и SWOT-анализ) существуют альтернативные подходы, которые позволяют разработать успешную стратегию развития бизнеса.

Основная задача бизнес-стратегии – это вывод компании на более выгодную рыночную позицию за счет использования технологических преимуществ или лучшего качества обслуживания клиентов. Хорошая маркетинговая стратегия включает четко определенный сегмент рынка, понимание преимуществ компании и средства для конкурентной борьбы.

Среди альтернативных методов стратегического планирования можно выделить:

  • концепцию трех ценностей
  • модель пяти сил (предложена Майклом Портером)
  • матрица оценки возможностей
  • анализ стратегических групп

Концепция трех ценностей предлагает ориентироваться на три важных критерия – отлаженность операционной деятельности, доверительное отношение с клиентами и превосходство предлагаемого продукта. Отлаженность операционной деятельности обеспечивает лучшие цены на рынке и помогает увеличить КПД работников. Прибыль компании растет за счет снижения производственных затрат, а не за счет повышения цен. Управление клиентскими отношениями – это второй источник роста. Превосходное обслуживание, широкий ассортимент товаров и удовлетворение потребностей клиентов повышает конкурентоспособность компании. Компании, которые ориентируются на превосходство продукта, должны делать ставку на быстрое и регулярное внедрение новинок, вынуждая конкурентов гнаться за собой.

Модель пяти сил, была предложена экономистом Майклом Портером двадцать лет назад и сейчас широко используется многими компаниями. Эта модель имеет логичную и простую структуру, состоящую из пяти компонентов – поставщики, покупатели, новые участники рынка, замещение товаров и конкуренты. Динамика конкурентной борьбы в отрасли и рентабельность компании описывается комбинацией этих составляющих. Регулируя соотношение этих сил, компания может приспосабливаться к рыночной среде, развивая свои сильные стороны и защищая слабые места. Стратегия, основанная на этих пяти силах, позволяет расширить возможности диверсификации бизнеса, изменить правила конкурентной борьбы и повысить свое доминирующее положение на рынке.

Матрица оценки возможностей часто используется для анализа рынка, чтобы выявить новые источники получения прибыли. Эта стратегическая модель включает формирование новых групп клиентов и создание новых способов удовлетворения клиентских потребностей. При оценке возможностей компании проводится анализ рыночной среды и определяется степень привлекательности новой возможности. При этом привлекательность нового направления оценивается по пяти параметрам: уровень клиентских запросов, интенсивность конкурентной борьбы, количественная оценка спроса, рыночная конъюнктура и способности организации.

Модель, учитывающая стратегические группы, позволяет выявить прямых конкурентов компании, проведя анализ их стратегий. Данная методика хороша для анализа и определения конкурентов на большом сложном рынке, так как стратегические группы имеют схожие экономические характеристики. Поэтому они одинаково реагируют на рыночные изменения и смену конкурентных рисков. Конкурентная стратегия компании строится на нескольких параметрах, которые характеризуют данную отрасль – сфера деятельности бизнеса и ресурсная политика организации. Сфера деятельности компании включает тип товаров, рыночную нишу и географическое положение. Ресурсная политика предполагает использование ресурсов в зоне функционирования организации и поддержание конкурентного преимущества на целевых рынках. Стратегические группы очень чувствительны к принципам ведения бизнеса и могут со временем изменяться.

Comments are closed .